История, достижения и перспективы ООО «АЭРОПРАКТ»

История ООО «Аэропракт» начинается с 1986 года, когда Юрий Яковлев после окончания Куйбышевского (ныне Самарского) авиационного института приехал по приглашению на работу в город Киев на АНТК им. О. К. Антонова. Собрав единомышленников, Юрий организовал клуб любительского самолётостроения, который решено было назвать «Аэропракт» в знак преемственности традиций Куйбышевского клуба «Аэропракт», в котором Юрий начал свою деятельность как авиационный конструктор и где добился своих первых успехов на этом поприще.

Киевский клуб «Аэропракт» начал свою деятельность с проведения аэродинамических исследований самолёта А-8 «Квики», созданного Юрием Яковлевым в период его деятельности в Куйбышевском «Аэропракте». Испытания проводились в аэродинамической трубе ЦАГИ.

Зимой 1987 года Киевский клуб «Аэропракт» приступил к проектированию и изготовлению двухместного учебного самолёта Аэропракт «Т-8». После окончания его постройки самолёт Т-8 успешно использовался для лётного обучения членов клуба. В 1989 году Т-8 впервые был показан широкой публике на Всесоюзном слёте-конкурсе СЛА в Риге. Там самолёт Т-8 вызвал большой интерес у участников конкурса, зрителей и летчиков-испытателей.

В 1991 году самолёт был подвергнут значительной модернизации (замена крыла и двигателя, установка закрытой кабины) для улучшения лётных и эксплуатационных характеристик а также внешнего вида. После этой модернизации на очередном слёте-конкурсе СЛА 1991 года в Чернигове самолёт стал всеобщим любимцем и жюри конкурса без колебаний единогласно присудило ему первый приз. Свидетельством успеха на конкурсе самолёта является то, что после этого конкурса стали появляться конструкции, подражавшие Т-8.

В 1990 году в «Аэропракте» спроектировали и начали изготавливать новый двухместный самолёт А-20 «Червонец». А-20 был задуман как недорогой самолёт первоначального обучения с маломощным двигателем. Кроме того, в отличие от «сугубо клубного» «Т-8», самолёт А-20 был задуман как самолёт, который может производиться серийно. С этой целью на базе любительского клуба «Аэропракт» и было создано предприятие, целью которого было серийное производство А-20. Предприятие это было создано как Киевский филиал совместного советско-финского предприятия «Лада-Мононор», расположенного в городе Тольятти. Юрий Яковлев стал главным конструктором филиала, а его директором стал Олег Литовченко, пришедший в «Аэропракт» в 1988 году.

Постройка А-20 была закончена в августе 1991 года и он вместе с «Т-8» принимал участие в конкурсе СЛА 1991 года в Чернигове. Однако он остался практически незамеченным широкой публикой в тени своего «старшего брата» «Т-8», который, как было сказано выше, сразу полюбился всем. Однако специалисты подметили уникальную особенность А-20: хорошую летучесть несмотря на маломощный двигатель (30 л.с.), которого обычно «хватало» только на одноместный самолёт.

1991 год оказался переломным для страны в целом и для «Аэропракта» в частности: так случилось, что сразу же после слёта в Чернигове в столице СССР городе Москве была предпринята попытка переворота. Переворот не удался, но это привело к развалу СССР: многие республики, в том числе и Украина, объявили о своем суверенитете. «Аэропракт» оказавшись «за рубежом» фактически был оторван от головного предприятия в Тольятти и перестал получать от него финансовую поддержку. В силу этих обстоятельств филиал был реорганизован в самостоятельное предприятие — ООО «Аэропракт».

Несмотря на тяжелое экономическое положение «Аэропракт» продолжал выполнять поставленную перед собой задачу — запуск в серийное производство самолёта А-20. Одновременно с этим выполнялась модернизация первого опытного экземпляра самолёта А-20: замена маломощного и ненадежного двигателя РМЗ-640 «Буран» на более мощный (65 л.с.) и значительно более надежный двигатель Rotax-582, а также некоторая доработка конструкции самолёта с целью снижения сопротивления и улучшения внешнего вида. В результате проведенной модернизации самолёт смог завоевать первое место на слёте-конкурсе СЛА в Санкт-Петербурге (Россия) в июне 1993 года, где помимо его великолепных лётных данных была продемонстрирована возможность буксировки им лёгкого одноместного планера.

В августе того же года этот самолёт, пилотируемый Юрием Яковлевым и Игорем Пугачем, участвовал в 4-м Чемпионате Европы по пилотированию на СЛА в чешском городе Ходковице. Самолёт вызвал большой интерес у участников Чемпионата, и множество положительных отзывов от тех из них, кто испытал его в полёте. Экипажу самолёта удалось попасть в десятку сильнейших по результатам Чемпионата. Кроме того были продемонстрированы отличные лётные характеристики самолёта: в конкурсе по скороподъёмности самолёт занял 3-е место. В 1994 году, в августе, экипаж в составе Юрия Яковлева и Игоря Пугача, летавший уже на серийном самолёте А-20, занял 2-е место на Открытом Чемпионате Польши, а в августе — третье место на 5-м Чемпионате Мира по пилотированию на СЛА. В августе 1995 года тому же экипажу уже удалось занять 2-е место на 5-м Чемпионате Европы по пилотированию на СЛА состоявшемся в Великобритании на аэродроме Little Rissington. В упражнении на продолжительность полёта с ограниченным запасом топлива (9 кг) этого чемпионата были продемонстрированы отличные парящие качества самолёта, когда самолёт продержался в воздухе в общей сложности более 7-ми часов, причём около 5-ти часов полёт продолжался с остановленным двигателем, в восходящих потоках.

А-20 продолжает и дальше успешно участвовать в подобных соревнованиях причём уже не в единственном числе. Так, например, на 1-х Мировых Авиационных Играх 1997 года в Турции участвовало уже 4 самолёта А-20 (из 18-ти в его классе), причём А-20, пилотируемый экипажем Яковлев-Пугач, завоевал серебро.

Первый серийный самолёт А-20 был изготовлен и совершил свой первый полёт ещё в июле 1993. А в настоящее время фирма «Аэропракт» продолжает наращивать серийный выпуск самолётов А-20. При этом в конструкцию самолёта оперативно вносятся усовершенствования на основании опыта эксплуатации первых серийных самолётов и пожеланий заказчиков. Так, например, был разработан и запущен в производство фюзеляж со скругленным фонарем кабины пилотов, благодаря которому улучшился внешний вид и аэродинамика самолёта. Появилась модификация самолёта с более мощным и экономичным четырёхтактным двигателем Rotax-912.

Кроме серийного производства самолёта А-20 ООО «Аэропракт» занимается также и разработкой новых типов самолётов. В октябре 1996 года завершена постройка и проведены лётные испытания первого опытного образца самолёта А-22 «Шарик». Благодаря высокому уровню комфорта, практически круговому обзору из кабины, отличным лётным характеристикам, а также привлекательному внешнему виду А-22 сразу обратил на себя внимание людей мира авиации, заметивших симпатичного новичка среди многообразия самолётов этого класса. Сразу после появления опытного образца появились заказы на А-22 и он также был запущен в серийное производство. В ноябре 1997 года по желанию заказчика был изготовлен двухмоторный вариант самолёта А-20, получивший обозначение А-26. На нём были установлены два двигателя Rotax-582 (по 65 л.с. каждый), что сделало его уникальным, в своем классе, самолётом. Благодаря высокому аэродинамическому совершенству и большой суммарной мощности двигателей лётные характеристики самолёта изумили многих бывалых авиаторов, и А-26 также пошел в серию.

ООО «Аэропракт» ведёт и другие перспективные разработки. Разработаны и построены опытный образец четырёхместного самолёта А-28 с двумя двигателями Rotax-912 S (по 100 л.с.), специализированный сельскохозяйственный самолёт, лёгкий трёхместный самолёт-амфибия. По мнению специалистов «Аэропракта», эти направления в данный момент имеют наибольшую перспективу.

Сейчас на фирме работает 40 штатных сотрудников из них 25 рабочих. Кроме того ещё около десятка человек постоянно работают с фирмой на договорной основе. В составе фирмы — выпускники крупнейших ВУЗов, люди получившие большой опыт практической работы на известных предприятиях Украины как например АНТК им. О. К. Антонова, завод «Квазар», завод «Точэлектроприбор» и др. В основном работники ООО «Аэропракт» — молодые люди, увлеченные авиацией и стремящиеся проявить себя в этой области, однако есть среди них и те, кто уже имеет богатый жизненный опыт в авиации. В общем сотрудники «Аэропракта» — дружный коллектив, работающий сплоченно, как одна команда.

Производственные площади ООО «Аэропракт» в настоящий момент насчитывают 2000 кв. м. На этих площадях сосредоточены основные технологические процессы изготовления самолётов «Аэропракт». Кроме того ООО «Аэропракт» размещает заказы на выполнение некоторых работ на известных авиационных предприятиях Украины — Киевском авиазаводе и АНТК им. О. К. Антонова.